New Age, World Music, Folk Music – музыкальные жанры и направления

Нью-эйдж (англ. new age, дословно «новая эра») — жанр музыки с расслабляющим и лёгким звучанием. Нью-эйдж сочетает инструменты и приёмы, характерные для электронной музыки (особенно эмбиента) и этнической музыки (world music), и характеризуется, как правило, низким темпом, использованием лёгких и поднимающих настроение мелодий. Эта музыка часто используется для релаксации, медитации и стимулирования творчества. Исполнители музыки нью-эйдж часто обращаются к темам живой природы, самопознания и национальных культур. Рамки и определение жанра довольно размыты, так как к нью-эйджу порой относят довольно разных по звучанию исполнителей.

Японский композитор Китаро, один из самых известных представителей жанра/

Рамки нью-эйджа довольно расплывчаты и о них постоянно идут споры. К этому жанру нередко относят как электронную, так и народную, и просто спокойную расслабляющую музыку. Тем не менее, можно выделить некоторые часто встречающиеся особенности.

В нью-эйдже в основном используется модальная консонантная гармония. Продолжительность одной композиции может составлять от нескольких минут до получаса и более. Темп большинства композиций плавный, расслабляющий; однако, в отличие от эмбиента, нью-эйдж всегда имеет мелодию и не представляет собой чисто фоновую музыку. Зачастую композиции включают в себя этнические мелодии.

Нью-эйдж включает как музыкальные электронные формы, опирающиеся на продолжительные гармонические «подкладки», так и акустические формы с использованием флейты, фортепиано, гитары и экзотических инструментов народов мира. В части набора инструментов нью-эйдж эклектичен: один и тот же музыкант в разных композициях и альбомах может прибегать к использованию самых разных инструментов, от электронных синтезаторов и семплеров до старинных и экзотических инструментов народов мира. Могут использоваться как живые инструменты, так и цифровые семплы (записи) их звучания.

Вокальные композиции могут включать тексты на экзотических, мёртвых или даже вымышленных языках, непонятные слушателю, но передающие атмосферу эпохи или региона, которым посвящена композиция. Иногда вместо живой записи вокала используются семплы хора, этнических или церковных песнопений разных народов мира. Целый пласт музыки нью-эйдж основан на использовании католических григорианских хоралов (проекты Enigma, Era, Gregorian, Lesiëm), ещё один основан на кельтской народной музыке (Enya, Moya, David Arkenstone). В нью-эйдже, как и в его ближайшем «родственнике» — жанре эмбиент — часто используются семплы звуков живой природы: плеск волн, шелест деревьев, пение птиц, и т. д.

Мнения критиков, любителей музыки и самих исполнителей о сущности нью-эйджа и о том, какие музыканты относятся к данному жанру, существенно различаются. Существует три основных подхода к определению жанра нью-эйдж.

Нью-эйдж — ветвь электронной музыки, которая включает в себя мелодичные, нетанцевальные композиции с различными видами аранжировок (в противоположность танцевальным стилям, как техно, и поджанрам: экспериментальной электронной музыке (она может быть немелодичной), нойзу, некоторым поджанрам эмбиента и т. д.)

Нью-эйдж — мелодичная электронная музыка, с простым звучанием, мягкими мелодиями и продолжительными композициями, вне всякой связи с духовно-философскими учениями. Данное определение во многом совпадает с первым.

В соответствии с этими точками зрения, такие музыканты и группы, как Enigma, Enya, Lesiem, Loreena McKennitt, Jean Ven Robert Hal, Kitaro, Suzanne Ciani, Tangerine Dream, Vangelis, Era, Yanni принадлежат к нью-эйджу. Однако некоторые музыкальные критики с этим не соглашаются.

Во-первых, такие музыканты как Loreena McKennitt, Vangelis и Tangerine Dream начинали свою деятельность, не подозревая, что их музыка может быть отнесена к жанру нью-эйдж. Некоторые из них воспринимают «музыку нью-эйдж» как жанр, связанный с религиозно-философскими движениями New Age, к которым сами эти музыканты не имеют ни малейшего отношения.

Во-вторых, музыка таких исполнителей, как Tangerine Dream, Mike Oldfield и Vangelis, очень разнообразна, некоторые альбомы нельзя отнести к жанру нью-эйдж (например, творчество Вангелиса разнообразно и включает, помимо нью-эйджа, экспериментальную электронную музыку), и поэтому неправомерно прикреплять ярлык нью-эйдж к творчеству того или иного музыканта в целом. В-третьих, по своему звучанию музыка, например, Enigma и Suzanne Ciani значительно отличается друг от друга и других групп (композиций), относимых к этому же направлению, поэтому вряд ли правомерно их относить к одному жанру.

Нью-эйдж — жанр электронной музыки, который в основном имеет прикладное значение и связан с медитативной музыкой и музыкой для релаксации. Зачастую подобные записи продаются в магазинах, ориентированных на любителей йоги, восточных духовных практик, амулетов, благовоний и т. п. Музыканты: Steven Halpern, Anugama, Cusco, David Arkenstone, Blue Stone, Deuter, Gandalf, G.E.N.E., Tya, Oliver Shanti, Kitaro, Chinmaya Dunster, Himekami, Медвин Гудалл, Дэва Премал, Акико Сиката и др.

Gregorian, наряду с Enigma и Era, представляют ветвь нью-эйджа, вдохновлённую средневековой церковной музыкой.

Таким образом, однозначная классификация музыкального жанра до конца не выработана. Многие музыканты считают неудачным сам термин «нью-эйдж».

Эния четырежды получала «Грэмми» за лучший нью-эйдж-альбом, но при этом не одобряет этот термин.

Перейти к Википедии.

 

Этни́ческая му́зыка (этника, этно) — ближайший аналог английского термина «World music» (музыка народов мира, музыка мира). Это в первую очередь азиатская и африканская музыка, адаптированная под североамериканские и европейские стандарты коммерческой звукозаписи, а также современная «западная» музыка с широким использованием заимствованных из традиционной народной музыки (различных культур мира) и классической музыки неевропейских традиций звукорядов, инструментов, манер исполнения и т. п. В произведениях этнической музыки применяются звуки «хоомей», джембе, дудука, ситара, волынки, диджериду и многих других музыкальных инструментов. Распространено семплирование народных инструментов и пения. Перейти к Википедии.

 

Фолк-музыка (музыка в стиле фолк от англ. folk music «народная музыка») — жанр популярной музыки, соединивший традиционный музыкальный фольклор и современную музыку. Возник в США в конце 1950-х годов. В настоящее время включает в себя различные музыкальные поджанры. Одним из первых в возрождении интереса к народной американской музыке был Вуди Гатри, который пел народные песни в 1930-е и 1940-е годы, при этом часть песен были написаны им самим. Среди друзей и последователей Гатри, известен коллекционер, исполнитель, и композитор Пит Сигер.

Как самостоятельный жанр фолк-музыка оформилась в конце 50-х — начале 60-х годов, когда ритмические приёмы, получившие распространение в поп-музыке, стали использовать для аранжировки народных мелодий. Одним из первых известных исполнителей музыки в стиле фолк (фолк-рока) стал американский певец и композитор Боб Дилан. Наивысшая популярность фолк-рока пришлась на середину 60-х, когда на эстраде появились такие авторы и исполнители как Ричи Хейвенс, Джони Митчелл, Мелани, а также самые разные группы, использовавшие в своих композициях элементы народной музыки. Классическим примером такой музыки может служить песня Пола Саймона и Артура Гарфанкела «El Condor Pasa». Характерным для фолк-рока был также социальный подтекст песен.

Период с середины 1960-х до начала 1970-х был связан с большими изменениями в музыке, политике и образе жизни. Фолк-музыка также претерпела скачок развития и диверсификации. Основные изменения коснулись наиболее признанных исполнителей, таких как Боб Дилан, Джоан Баэз, Джуди Коллинз, The Seekers и Peter, Paul and Mary, путём создания новых смешанных стилей с рок- и поп-музыкой. Канадские исполнители Гордон Лайтфут, Леонард Коэн, Брюс Кокбёрн и Джони Митчелл также переходят на смешанные стили и пользуются большой популярностью в США. Всё это приводит к формированию новых стилей, таких как фолк-рок, фолк-поп и прочих.

Фолк-музыка вбирает в себя широкое разнообразие стилей, возникших в 20-м веке, на основе традиционной народной музыки. Помимо непосредственно самого фолка и фолк-ривайвла к ним относятся:

  • неотрадиционный фолк — фолк-музыка, исполненная на старый/традиционный манер;
  • фолк-рок — в строгом смысле, смесь американского фолка и рока, однако часто под этим термином подразумевают смесь любого фолка и рока;фолк-поп — более мягкая, нежная и поп-ориентированная форма фолк-рока;
  • мидивал-фолк-рок — фолк-рок с использованием средневековых мелодий и инструментов;
  • фолк-панк — смесь фолка и панка, более энергичная форма фолк-рока;
  • фолк-метал — смесь фолка и метала, экстремальная форма фолк-рока;
  • инди-фолк — смесь фолка и инди-рока, независимая форма музыки, которая ближе скорее к рок-сцене, чем к фолк-сцене;
  • психоделический фолк — экспериментальная/психоделическая форма фолк-рока;
  • прогрессив-фолк — стилически либо тематически усложнённая форма фолка;фолк-джаз (англ.)русск. — смесь фолка и джаза;фолк-барокко (англ.)русск. — смесь британского и американского фолка и джаза, исполняемая при помощи пальцевой техники игры на гитаре, появилась в 1960-х;
  • новая акустика (англ.)русск. — смесь блюграсса и джаза, с использованием исключительно акустических инструментов, появилась в 1970-х;
  • альтернативный фолк — более энергичное и агрессивное звучание с альтернативной, не характерной для традиционного фолка, тематикой;
  • антифолк — экспериментальный фолк, вдохновлённой панк-движением;
  • фолктроника (англ.)русск. или этно-электроника — смесь фолка и электронной музыки;
  • неофолк — меланхоличная смесь фолка и индастриала;
  • нью-эйдж — позитивная смесь фолка, эмбиента и прочих влияний;
  • Менестрельская песня — особый жанр фолк-музыки, родившийся в ролевом сообществе. Сочетает в себе средневековое менестрельское искусство и средневеково-фэнтезийную тематику. Композиции можно условно разделить на три типа: серьёзные, юмористические и ролевые. В первых как правило затрагиваются волнующие автора сюжеты (любовь, война, дорога, смерть и пр., могут быть историческими, фэнтезийными, авторскими или усредненными), вторые пародируют или высмеивают что-либо (поведение героя, стереотипы ролевого сообщества, художественные стереотипы и т. п.), третьи же написаны для ролевиков и о ролевиках, так как описывают ситуации, понятные исключительно им и отражающие процессы в сообществе.

Перейти к Википедии.

Мидивал-фолк-рок (англ. Medieval folk rock) — музыкальный жанр сочетающий элементы ранней музыки и рока. Он появился в начале 1970-х годов в Англии и параллельно в Германии, впитав в себя опыт движений конца 1960-х — электрик-фолка и прогрессив-фолка. Несмотря на название (англ. Medieval — средневековый), этот термин без разбора используется в отношении исполнителей, включающих элементы как средневековья, так и ренессанса и барокко, а иногда и для описания групп, не применяющих электрические инструменты.

Мидивал-фолк-рок практически исчез к началу 1980-х, однако интерес к средневековой музыке не угас окончательно. В середине 1980-х годов появляется неоклассический дарквэйв, где под неоклассикой подразумевается и неосредневековая музыка. Группы Dead Can Dance и Ataraxia исполняют дарквэйв, основанный на неосредневековой музыке, с середины 1980-х. Похожие группы появлялись и в 1990-х — Love Is Colder Than Deat, Faith and the Muse, Arcana. Элементы средневековой музыки появляются и в творчестве некоторых неофолк-групп. Важную роль в возрождении жанров-гибридов с ранней музыкой сыграл общий подъём интереса к Средневековью, историческим реконструкциям и фестивалям в конце 1980-х в Германии и Америке. В этот период появился целый ряд исполнителей акустического средневекового фолка, в особенности в Германии. К их числу относятся группы Estampie с 1985 года, Corvus Corax с 1989 года и In Extremo с 1995 года.

В середине 1990-х годов в Германии появляется средневековый метал, сочетающий средневековую музыку с металом. Участники Corvus Corax организуют металлический сайд-проект Tanzwut в 1996 году, а в 1998 году In Extremo с акустического звучания переходит на метал.

Хоть эти группы и отклонились к металу, примерно в тот же период появилось несколько исполнителей, сочетающих раннюю музыку и акустические инструменты с софт-роком или хард-роком. Группа Blackmore’s Night была основана Ричи Блэкмором в 1997 году. Музыку Блэкмора нередко называет «ренессанс-роком». К другим исполнителям относятся Avalon Rising и Circulus, и обе группы своим стилем называют мидивал-фолк-рок. Перейти к Википедии.